Как нам машины расставить по местам?
3 февраля 2004 года
Бомжи железные
Начальник отделения организации движения Казани Глеб Мезин сообщил корреспонденту "ВК", что более трети железных коней в городе не имеют "стойла". Хуже всего дела обстоят в центре. Всего у четверти автовладельцев Вахитовского района есть гаражи или места на охраняемых стоянках. В Кировском, Московском, Ново-Савиновском - немногим более чем у половины. В Приволжском и Авиастроительном - у двух третей. Зато обеспеченность стоянками в Советском районе - аж 106 процентов, что объяснимо: вокруг новых микрорайонов в Азино бескрайние поля, на которых каждый кому не лень может открыть автоохранный бизнес. Хотя, заметил Мезин, менталитет у нашего человека такой, что порой не позволяет дойти пешком от стоянки до подъезда, так что дворы в Азино все равно забиты автомобилями.
Дефицит машино-мест бьет по карману владельцев машин. Чем стоянка ближе к центру, тем выше за нее плата. Кое-где она уже дошла до тысячи рублей в месяц. Там владельцы стареньких "Москвичей" и видавших виды "окушек" поневоле освободили места для более состоятельных граждан. "Ушли" они во дворы.
Во дворах возникают стихийные стоянки, владельцы которых налогов не платят, жильцам неудобства не компенсируют, а доход получают колоссальный. От навязчивых услуг местных пацанов ("Десятка за ночь - и мы гарантируем сохранность") автовладельцу трудно отказаться, за это могут "наказать". Но случись что с машиной на самом деле - "охранники" будут ни при чем.
Места есть... в проекте
Очень нравится "начальнику движения" Глебу Мезину западный подход к личному транспорту: доехали граждане на нем из пригорода до города и пересели на транспорт общественный. И ни тебе пробок на Булаке, ни "кордонов" из автомобилей вокруг рынков и офисов. Да только нам в некомфортный общественный транспорт из личного уютного авто пересаживаться не хочется. Тем более что приткнуть автомобиль на время отсутствия все равно негде.
Проблема "гостевых" стоянок худо-бедно решена в районе пешеходной улицы Баумана (хотя, например, у ГУМа пока раз в десять меньше машино-мест, чем требуется по норме). Вот-вот она решится на Ново-Савиновском рынке (там на днях сдают многоярусную гостевую стоянку, которая будет работать еще и как ночная для машин окрестных жителей). В стадии рассмотрения - проекты 12 многоярусных стоянок и гаражей, в том числе у центрального вокзала - на 300 мест, у Чеховского рынка, КГУ и Дворца спорта - на 200 каждая, у Центрального рынка - на 1200.
Но больных точек в городе куда больше. Часть из них перечислена в письмах из ГАИ и КУМИ в адрес главного архитектора Казани Асхата Гилязетдинова. Это улицы Чехова и Достоевского, Дементьева и Кошевого, Ершова (около минтранса), Кулахметова и Фрунзе, Сибирский тракт (у "Мегапарка"), Приволжский рынок, рынок в Дербышках, Баскет-холл, Центральный стадион, цирк, комбинат "Здоровье", развлекательный комплекс "Колизей" на Университетской. Там, считают в ГАИ, необходимо построить многоуровневые стоянки - "гостевые" и обычные. Именно многоуровневые: ведь отводить огромные поля под примитивные одноуровневые автостоянки в мегаполисе - значит нерационально использовать землю.
Но бокс в многоэтажном гараже стоит как однокомнатная квартира. Машино-место на многоуровневой стоянке - немногим дешевле. Современные "стойла" могут оказаться не по карману владельцам "рабочих лошадок". Мезин, правда, надеется, что владельцы "крутых" машин освободят им более дешевые места на обычных стоянках.
...Сегодня в Казани почти 45 тысяч "бездомных" машин. Завтра их будет еще больше. Пока в ГАИ не получили ответа от Асхата Гилязетдинова, но даже если он "благословит" устройство стоянок во всех перечисленных выше местах, вопрос с повестки дня снят не будет. Новые стоянки вместят до 6 тысяч машин. Маловато будет.
Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"